Последние дни марта

Здесь все о Магии.
5nizza
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 08:23

Последние дни марта

Сообщение 5nizza » 26 мар 2011, 16:22

На Руси языческой третьи заклички весны проводили видимо после дня сожжения чучела Морены. Силы зимы окончательно изгонялись, после изгнания совершали очищение и уже окончательно приглашали Весну на свою землю и в свои сердца. В позднее христианское время третьи заклички весны проводили 25 марта. Их приурочивали ко дню Благовещенья. Считали, что с этого дня весна окончательно вступала в свои права. «На Благовещенье весна зиму поборола» говорили в народе. В языческой индоевропейской традиции в этот день также почитали многих богинь земли и плодородия. У славян почитали Матерь-Ладу. В этот день славяне издревле по обычаю выпускали на волю из клеток птиц. «Благовещенье— птиц на волю отпущенье» ( В. Даль). Для того загодя детвора да старики ставили в лесу силки, птиц ловили, затем несли на масленичную ярмарку продавать. Добрый люд птиц, не торгуясь, выкупал. Торжественно несли домой в клетках певчих птичек: жаворонков, синиц, подорожников, чижей, снегирей, щеглов, а потом выпускали. Девушки собирали складчину, чтобы выкупить несколько клеток и выпустить с песнями-просьбами птичек на волю. Это была бескровная жертва матери-природе, Матери-Ладе. Выпущенные птицы, по поверью, обязательно расскажут светлой богине о тех добрых людях, которые выпустили их на волю и обязательно походатайствуют за них. Ведь птицы всегда почитались божьими посланцами, посредниками между небесами и людьми. На Руси христианской птицеловы напоминали на Благовещенье всем об этом возгласами: „Дайте выкуп за птичек — пташки Богу за вас помолятся!"
У деревенской детворы был целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к выпусканию птиц на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:
Синички-сестрички, Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки, Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи. Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички... и т. д.»
(А. Коринфский)
Священная птица Лады - ласточка. Весной она вылетает из Ирия и спешит в здешний мир. Ее возвращение очень ждали и праздновали ее появление. Считалось, где она поселится, тому дому будет счастье. В эти дни в Малороссии и Болгарии дети ходили по домам, носили с собой деревянную ласточку и славили весну. Ранний прилет ласточки предвещал счастливый урожайный год.
На Благовещение и на следующий день не занимались никакими мирскими делами. «В Благовещенский день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». На все домашние работы накладывался строгий запрет: нельзя было прясть, подметать пол. В этот день «под дымом не сидят», то есть не готовили горячего и выходили спать в сени. Лада – хранительница семейного лада, покровительница домашнего очага. Печка-матушка ее символ. Поэтому в день великой богини, своеобразным почитанием окружали и ее атрибуты. Поэтому печь не трогали в этот день, как ее символическое воплощение.
«На Благовещение работать – грех» – поговорка, сложившаяся уже на крещеной Руси. Но не работали, то есть не занимались мирскими делами в большие праздники уж конечно не из-за боязни «гнева божьего». Это была древняя языческая традиция. Великие праздники служат для очищения человека и приобщения его к миру богов, то есть к миру духовного. Священные обряды помогают настройке магического восприятия мира, восприятия мира как бесконечной тайны. Мистические обряды переводят человека из мира привычного и знакомого в сферы Иного. Цель любой мистерии в изменении обыденного сознания. Праздник дает возможность вырваться из обыденного круговорота дел, привычных мыслей и эмоций. Привычное восприятие мира изменяется, и человек получает возможность почувствовать и увидеть что-то новое в мире и в самом себе. Открывая в себе новые способности, человек открывает новые грани Реальности!
Занимаясь же в праздник обычными мирскими бытовыми делами, человек отгораживается от всего этого, оставаясь все в том же привычном для себя измерении. Но когда мир становиться до боли известным, и не таит ничего нового, человеку становиться скучно. Жизнь становиться бессмысленно
5nizza
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 08:23

Re: Последние дни марта

Сообщение 5nizza » 26 мар 2011, 16:22

Занимаясь же в праздник обычными мирскими бытовыми делами, человек отгораживается от всего этого, оставаясь все в том же привычном для себя измерении. Но когда мир становиться до боли известным, и не таит ничего нового, человеку становиться скучно. Жизнь становиться бессмысленной. И вот он уже ненавидит и проклинает свою жизнь. Но проклиная свою жизнь, человек одновременно как бы проклинает и этот мир, и богов его создавших. Проклинает и предков его породивших. По закону мироздания, все, что мы даем этому миру, нам возвращается многократно приумноженным. Посылаемая же человеком агрессия в мир, возвращается ему сторицей. Беды, болезни и несчастья начинают сыпаться на голову такого человека, вызывая в нем все большую ненависть к жизни, создавая замкнутый круг.
Праздник общественный дает также человеку хорошую энергетическую подпитку и разрядку. И служит своеобразным будильником. Привычный однообразный ритм будней усыпляет сознание, и незаметно превращает человека в зомби. Он теряет восприимчивость, чувствительность, а вместе с тем человечность! Становиться воплощением навьего мира при жизни, а значит чужим и враждебным самой жизни. Его уделом становиться не жизнь, а существование. Он становится упырем – живым мертвецом.
День Благовещения иначе Матери-Лады, матери-Земли праздновался не разгульно, без шума, гама, спокойно, размеренно. Например, в черноземье было принято всей семьей вечером, при закате солнца идти на мельницу и здесь, расположившись на соломе: и стар и млад - мирно беседовали о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай.
Во многих местах к Благовещению были приурочены очистительные обряды, цель которых — отогнать и отпугнуть гадов, насекомых, нечистую силу, болезни, которые вылезут из под оттаявшей земли по весне. Женщины, иногда дети в этот день до восхода солнца или на закате обходили двор с медным тазом, били по нему металлической ложкой, звонили в колокольчик, и кричали. Битьем в металлические предметы на Благовещение отгоняли не только змей, но и волков, считая, что всякая нечисть летом будет держаться от дома на таком расстоянии, на какое распространяется звук. Змей отгоняли также огнем, поджигая мусор, тряпки, старую обувь, солому, конский и коровий навоз и др.
Благовещенские костры считались защитой от болезней, сглаза и нечистой силы. Под этот день в ночь жгли свои старые зимние соломенные постели, старые лапти, прыгали через огонь и окуривали одежду. Старую постель сжигали, чтобы истребить зимние хвори, которые могли затаиться в ней. То есть постель впитывает от спящих их энергетику, а если люди зимой болели простудами, то постель впитала и ее. И если продолжать на ней спать, то болезнь будет продолжать донимать человека. Сжегши старые постели, с сего вечера в южных регионах молодежь переселялась с новыми постелями в холодные клети; в избах оставались лишь старики, больные и дети. В роднике омывали украшения, талисманы, обереги.
На Благовещение, как и в другие большие праздники, особенно опасались нечистой силы, защищались сами, оберегали скот. Сербы, чтобы предохранить скот от эпидемий, на Благовещение прогоняли скот между двух костров. В канун Благовещения гасили в очагах старый огонь и добывали трением новый, «живой», огонь. Кострами приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению Матери Сырой Земли. Огонь тот обязательно должен быть чистым, то есть добыть его надо было старинным способом при помощи трения двух деревянных палочек. Такой огонь называли живым, и лишь он мог помочь оживлению природы.Украинцы обводили топором или косой по земле вокруг хаты, "чтобы ведьма не приступила"; старались не давать ничего из дома.
5nizza
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 08:23

Re: Последние дни марта

Сообщение 5nizza » 26 мар 2011, 16:22

Пожилые женщины в этот день пережигали соль в печи на сковороде. Этой солью, пережженной с заговорами, с травами, затем излечивают разные болезни, очищают. С этою же солью из хлебного теста пекут бяшки, небольшие булки, назначаемые ими для излечения скота.
К Благовещению приурочены гадания, предсказания здоровья, счастья, удачи, богатства, урожая, погоды и т. п. В этот день хорошо гадать, спрашивать - небо открыто. Также в этот день проводили множество магических обрядов направленных на плодородие, хороший урожай. Например, уже на христианской Руси проводили с иконой «Благовещения» следующий языческий обряд: икону ставили в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, и заговаривали: "Мать божья! Гавриил-архангел! Благовестите, Благоволите, Нас урожаем благословите: Овсом да рожью, Ячменем, пшеницей. И всякого жита сторицей!"
Также в этот день или в ночь перед праздником пекли обрядовые специальные хлебцы, впоследствии благовещенские просфоры. Пекли их по количеству домочадцев. У восточных славян в один хлебец запекали копейку, и кому такой хлебец доставался, тот считался счастливым и удачливым, ему поручали начинать сев или другие работы. Перед началом сева он молился Богородице и съедал свою часть хлебца, а оставшиеся после этого крошки зарывал в землю.
Кусочки обрядовых хлебцев клали в севалку на обеспечение благополучия всходов и урожая, измельчив в крошки добавляли в посевные семена, зарывали по углам поля от града и засухи, клали в первый сноп, в сусек, чтобы мыши не ели зерна; примешивают в корм рабочему скоту, брали с собой при засеве, привязывали к сеялке, использовали для лечения лихорадки, смешивали с медом и прикармливали им пчел. Иногда их сохраняли до начала жатвы и клали под первый сноп, который располагали в основании скирды, или в амбарный сусек, чтобы мыши не ели зерна.
Обрядовые хлебцы в южнорусских регионах пекли из "мирской муки", собранной со всех дворов и хранившейся на случай неурожая в общественных амбарах - "магазинах" или "магазеях». Им приписывалась чудодейственная сила в обеспечении будущего урожая, личного и семейного благополучия. В Калужской губ. в старину на Благовещение хозяйки пекли хлебец с прикрепленными к нему птичками из теста, его хранили до засева яровых.
В некоторых местах пекли благовещенское обрядовое печенье в форме сельскохозяйственных орудий: плуга, бороны и серпа. При этом «серпы» отдавали девушкам, чтоб быстро жали, а «бороны» и «плуги» - парням, чтобы они преуспели в этих занятиях. Такие «плуги» и «бороны» также брали с собой в поле во время пахоты. В некоторых областях на Благовещение пекли «копытца», которыми кормили овец, чтобы уберечь их от несчастья и болезней. В Пензенской губ. хозяйка -"старшая" готовила праздничное угощение, пироги - "кулебяшки" занимавшие почетное место на праздничном столе.
На рассвете выходили смотреть всем миром как солнышко взыграет. Встретить вешнее, поприветствовать, получить от него силую ярую хотел каждый. Под "красно солнышко" выводили или вывозили на лубяных санях в это утро даже дряхлых стариков, чтоб набрались здоровья и жизненных сил.
5nizza
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 08:23

Re: Последние дни марта

Сообщение 5nizza » 26 мар 2011, 16:23

День Благовещения - одна из важнейших сезонных границ, после которой начинается весна, во многих местах считается очень опасным днем. В этот день повсеместно соблюдался строгий запрет на любую работу и даже бытовые действия. Благовещение может быть днем несчастий, ссор, скандалов и недоразумений, в том числе и чисто житейских. Поэтому люди стараются провести его в покое, не покидая дома, в тишине и бездеятельности. Заботились о том, чтобы в этот день быть здоровым, сытым, хорошо одетым, иметь при себе деньги, потому что так будет весь год. "Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год; почему воры заворовывают в этот день - для счастья.» ( В.Даль)
К числу неудачных относят не только само Благовещение. Тот день недели, на который в текущем году пришлось Благовещение, считается неудачным в течение всего года: в этот день не предпринимают никаких ответственных поступков и хозяйственных начинаний (ни пахоты, ни сева, ни рыбной ловли, ни охоты, ни тканья или снования), ибо все уродится «паршивым», «червивым» или не уродится вовсе.
25-30 марта – Ладина седмица. На ней почитали Ладу, домашний очаг, домашних духов, Рода и рожаниц.
25 – день Лады.
26 – день Велес. Исцеляли в этот день от лихорадок.
27 – день Макоши.
28 – день рожаниц.
29 – день предков.
30 – день домового.
31 – день Рода.
В народном православном месяцеслове 25 марта отмечалось Благовещение.
26 марта почитался некий Василий Новый – целитель от трясавицы и Степан-ранопашец за этими святыми можно узнать Велеса.
27 марта почитались некая Матрена Наставница, Настовница, Пестовица, Полурепница. Видимо за ней укрылась Макошь. Одна из ипостасей Матери-земли, но она же и связана со стихией воды. «К Матрене поднимаются, вздуваются реки». Связь готовых вскрыться рек с днем Матрены-Макоши отразилась и в загадке о реке подо льдом:
Гола Матрена для всех страшна,
Лубком же покрыта для всех ходка.
Название «наставница-настовница» она получила потому, что растаявший снег по утрам замерзал, и люди ходили по нему, как по насту. Также имя произошло от настовиц, что значит пигалицы, чибисы. «На Матрены прилетают чибисы», «Чибис прилетел, на хвосте воду принес». На Макошь-Матрену крестьянки в последний раз выходили на наст отбеливать холсты. Ткачихи всегда просили благословения на свое ткацкое дело у Макоши, впоследствии у Матрены. Они перед отбеливанием холстов непременно шли в церковь и ставили свечу святой — покровительнице хороших хозяек.
«Полурепница» - это название дано Матрене из-за отбора репы на семена. В этот день отбирают годные репы для семян, которые откладывают в сторону. Из оставшейся репы приготавливали какое-нибудь блюдо.
5nizza
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 08:23

Re: Последние дни марта

Сообщение 5nizza » 26 мар 2011, 16:23

30 марта почитался в православном христианском календаре Иоанн Лествичник. В народе пекли в этот день обрядовые печенья в виде лесенок. По этим лесенкам души предков спускались в этот день с неба на землю проведать живых. Пекли лесенки как связующее между небом и землей: чтобы хляби небесные к земле были добры, чтобы зеленые ростки легче ввысь поднимались.
Размеры и количество ступенек были разнообразны: семь - по числу небес, двенадцать - по числу месяцев в году. Формы - тоже самые разнообразные, от птичек со ступеньками на спинках до больших открытых пирогов.
Укладывали из теста два катыша супротив друг друга, а поперек клали порожки. Для каждого члена семьи старшая женщина в семье «большуха» лепила-выпекала свою "лесенку". Затем смотрела-гадала: обгорел порожек в чьей-то "лесенке", знать этот месяц грозит бедой. И уже смекала, как уберечь от беды.
"Лесенками" гадали еще так. Надо было взобраться на печь или на колокольню и сбросить "лесенку" на пол. Если "лесенка" останется цела, значит, все хорошо. Значит - ты чистый человек и легко после смерти взойдешь к дедам в Ирей.
30 апреля домовой праздновал наступление весны. По словам крестьян, в этот день он «бесился», сбрасывал шкуру. Злясь от боли на всех, он изводит хозяев, крушит все в доме, бьет лошадей, отгоняет коров от еды, дразнит собак, раскидывает по двору сани и телеги, подкатывается под ноги хозяину.
Многие боялись в этот день и вечером ходить по двору, потому что домовой в те поры бесится и не узнает своих домашних, готов свою избу сокрушить. Одни говорят, что у домового шкура старая сходит, вот ему и больно. Другие поясняют: нет, на ведьме домовой жениться хочет. Третьи возражают - что ему мстит нечистая сила за накопившиеся за весь год обиды. Как бы то ни было, но домовой бесился и куражился до первых петухов, а потому с заходом солнца крестьяне запирали весь домашний скот и птиц, а сами боялись даже подойти и к окну, с нетерпением ожидая рассвета. А потому надо постараться домового успокоить, поговорить с ним ласково, угощение положить.
31 марта почитался у христиан Ипатий Чудотворец. В народе по старой памяти почитания Рода, ему приписали исцеление от бесплодия. Его стали почитать разрешителем неплодства и бесчадия.
djalexukraine
Сообщения: 371
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 13:59

Re: Последние дни марта

Сообщение djalexukraine » 01 апр 2011, 18:35

от славная подборка по дням!

Вернуться в «Все о Магии»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя